Российские компании в 2023 году штурмуют фондовый рынок первичными размещениями. За 11 месяцев состоялось шесть IPO, всего на единицу меньше постковидного 2021 года. На первый взгляд активность на рынке стремительно восстанавливается, но цифры говорят об обратном. Объём привлечённых средств составил около 29 млрд рублей, что более чем в 11 раз меньше значений докризисного года. К тому же некоторые компании рискуют стать настоящей ловушкой для инвесторов из-за падающей ликвидности и спекулятивного характера торгов. И всё же формирующийся тренд остаётся позитивным для российского фондового рынка и может сохраниться в ближайшие годы.
На этой неделе состоялись два крупных IPO. На Московской бирже дебютировали «Евротранс» и «Южуралзолото» (ЮГК).
Компании привлекли 13,5 млрд рублей и 7 млрд рублей соответственно. Обе фирмы являются яркими представителями своих секторов. Евротранс – один из крупнейших частных топливных операторов России, ЮГК занимает шестую позицию по объёмам добычи золота в России. Компании осуществили основной вклад в объём привлеченных в 2023 году средств. Суммарно с начала года вышедший в публичное поле бизнес привлёк почти 29 млрд рублей.
Что движет выходящими на биржу компаниями?
Так сложилось, что самые крупные размещения произошли к концу года:
Genetico – 178,8 млн рублей, 25 апреля;
СмартТехГрупп (Carmoney) – 978 млн рублей, 3 июля;
Группа Астра – 3,5 млрд рублей, 13 октября;
Henderson – 3,8 млрд рублей, 2 ноября;
Евротранс – 13,5 млрд рублей, 21 ноября;
Южуралзолото – 7 млрд рублей, 22 ноября.
Видно, что компании не стремятся пустить на биржу слишком много акций. Нынешний тренд на IPO по большей части сформировался на фоне ужесточения денежно-кредитной политики Банка России. Текущая ставка на уровне 15% делает облигационные займы крайне невыгодными для компании. К тому же как денежные, так и регуляторные издержки на проведение эмиссии долговых бумаг зачастую превышают цену первичного листинга. С учётом завышенных купонных ставок компании вынуждены бежать в сторону фондового рынка за «дешевым» финансированием.
Что касается free-float, компании стараются ограничивать количество выпускаемых бумаг. Доля акций в свободном обращении Genetico составила 12%, Henderson – 13,9%, СТГ – 11%, Астра – 5%, ЮГК – 6%. Это отчасти подтверждает идею, что компании пытаются как можно быстрее и дешевле для себя привлечь средства на развитие бизнеса. Подобные объёмы позволят в случае чего безболезненно провести buyback и уйти с биржи. Хотя такой сценарий среди новых публичных игроков пока что никто не рассматривает.
Выбивается из общей картины Евротранс. Free-float топливной компании составил 50%. На это есть две причины. Во-первых, растущий бизнес требует огромных по сравнению со своей стоимостью затрат на развитие сети АЗС и АЗК с наличием быстрых электрозарядных станций. Компания пытается занять сопровождающую «бум» электромобилей нишу. Во-вторых, Евротранс хочет задержаться на бирже и доказать открытость, что в будущем положительно скажется и на кредитном рейтинге.
И всё же нынешнее состояние рынка IPO нельзя назвать здоровым. Для сравнения, общий объём привлеченных в рамках публичных размещений средств немногим меньше объёма IPO Сегежи 2021 года, которое составило 30 млрд рублей. Всего по нынешнему курсу доллара в докризисном году российским компаниям удалось выручить с фондового рынка 336,7 млрд рублей. Это более чем в 11 раз больше уровня «взрывного» по числу IPO 2023 года.
Частный инвестор – король рынка. А король может и казнить.
Ещё один тренд, сформировавшийся на российском рынке – власть частного инвестора. Доля физических лиц в объёме торгов акциями на Московской бирже в октябре составила 80%, месяцем ранее – 81%, и это рекордный показатель. К IPO частные инвесторы тоже проявляют интерес. Например, в дебюте Группы «Астра» участвовало 60% частных и 40% институциональных инвесторов.
От реакции и спроса на бумагу со стороны розничных инвесторов сегодня зависит успех размещения. В ближайшие годы Мосбиржа ожидает до 40 новых IPO. Некоторые компании уже активно готовятся к выходу на рынок: Калужский завод «Кристалл» и Мосгорломбард. Также слухи распространяют топ-менеджеры Совкомбанка, Делимобиля, Медси и др. Возникают вопросы о перспективах тренда на IPO и его устойчивости.
Какие из ближайших IPO могут быть тепло приняты российскими инвесторами и сохранять высокую ликвидность в будущем?
Особым интересом у инвесторов будут пользоваться уже прошедшие размещения Южуралзолота и Евротранса. Аналитики отмечают сильные позиции ЮГК в своём секторе. Главный аргумент: золото сейчас пользуется невероятной популярностью у частных инвесторов. В прошлом году они скупили 75 тонн драгметалла, что составляет 25% от объема экспорта за 2021 год. Происходит это на фоне скачкообразной инфляции и защитной защитных свойств золота как актива. А значит и акции золотодобывающих компании будут высоко цениться как дополнительный хедж от нестабильной ситуации в экономике.
Что касается Евротранса, компания будет пользоваться популярностью за счет своей уникальности для МосБиржи и планами по электрификации АЗС. Этот сегмент рынка слабо освоен конкурентами и даёт компании эффективные точки роста.
Тем не менее, на следующий день после дебюта акции EUTR упали на 11%. Такая участь постигает практически все компании, выходящие на российский фондовый рынок. Высокие объёмы торгов держатся всего несколько дней, после чего ажиотаж вокруг бумаг гаснет. И дело здесь, вероятно, в спекулянтах. Нет ли риска, что большинство компаний, которые либо осуществили, либо только планируют IPO окажутся в спекулятивном третьем эшелоне с минимальной ликвидностью?
Риск того, что бумаги задержатся в третьем эшелоне, всегда присутствует. В этом году даже один из крупнейших ритейлеров Магнит мог там оказаться. Многое зависит от действий менеджмента, а также условий размещения компании. Если при размещении оценка будет сильно завышена – это чревато долгим периодом снижения котировок и потерей внимания со стороны инвесторов.
Среди прошедших в этом году IPO выделяется явный аутсайдер – Henderson. В первую неделю обращения на Мосбирже объёмы торгов акциями первого публичного представителя fashion в РФ держались в пределах 100-200 млн рублей в день. В последующие две недели они уже «прыгали» от 20 до 80 млн рублей. Причина: инвесторов не цепляет стратегия компании. Средства от IPO будут направлены на развитие физических магазинов. Планов по выходу на перспективный рынок e-commerce, который потенциально расширит границы роста бизнеса до предела, у компании нет. Из-за этой долгосрочной ошибки менеджмента акции Henderson, вероятно, останутся спекулятивным инструментом в руках любителей покататься на волнах риска.
Противоположным примером является всё тот же Евротранс с его ориентиром на нишевое и востребованное направление. Акции компании в долгосрочной перспективе будут укрепляться, если бизнес продолжит демонстрировать рост доходов.
Сохранится ли тенденция к многочисленным IPO?
Энтузиазм российских компаний к публичности в следующем году, вероятно, сохранится. Нынешний курс Банка России не изменится до тех пор, пока инфляция не будет побеждена. Высокая ставка – главный инструмент в руках ЦБ, раньше времени отказываться от него не будут. И эта затяжная жесткость регулятора останется драйвером «бума» IPO.
Важный аспект сформировавшегося тренда: рост числа публичных размещений развивает фондовый рынок. Расширяются возможности по диверсификации, всё больше секторов становятся открытыми и понятными для розничного инвестора. А главное появляются новые поводы вытащить деньги «из-под подушки» и пустить их в работу. После снижения ставки властям нужно будет задуматься о способах сохранения активности компаний на рынке IPO. На помощь могут прийти новые механизмы по привлечению иностранного капитала из дружественных стран, чтобы компании рассчитывали не только на отечественного инвестора.
Следите за новостями мира финансов и экономики в ТГ-канале. Мы рассказываем, как принимать правильные решения с деньгами.